Такси сегодня: кто и на чем нас возит? Взлетят ли цены?

15

Знаменитый вопрос «Дорогу покажешь?», заданный с характерным акцентом «левым» таксистом за рулем видавшей виды колымаги, казалось бы, безвозвратно ушел в прошлое: дорогу даже самым «дремучим» водителям теперь показывают навигаторы, да и сами такси приобрели надлежащий вид и приоделись в «цеховой» наряд. Однако, увы, за этим фасадом зачастую скрываются прежние неприглядные реалии. Станет ли лучше?

Поводом к рассмотрению этой темы послужила новость о том, что компания Яндекс.Такси заключила соглашение о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний "Везёт", заявив при этом о намерении в течение трех лет вложить около 8 миллиардов рублей в развитие такси в регионах России. Проще говоря, крупный игрок на рынке поглотил мелкого и планирует развиваться далее.

Плохо это или хорошо? Хорошо уже то, что Яндекс в целом – очень солидная группа компанией с крепкой репутацией, которая за абы что не берется. И вообще зрелый крупный бизнес, в отличие от мелких однодневок, ведет свои дела обычно на более высоком уровне. И хотя народная мудрость гласит, что и на старуху бывает проруха – к Яндекс.Такси тоже порой возникают вопросы, но все же по большому счету такое поглощение скорее к добру.

Возникает, конечно же, закономерное опасение: не повлечет ли сокращение числа игроков к ослаблению конкуренции со всеми вытекающими последствиями? Вот с каким разъяснением на сей счет выступила председатель Общественного Совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова: "Для Москвы мало что изменится. Доля “Везет” на московском рынке составляет всего порядка 5%, так что больших изменений в Москве сделка не вызовет. На рынке остаются сильные игроки с большой долей: СитиМобил занимает порядка 25% столичного рынка, Gett — 10%. Это не позволит Яндексу вводить резкие изменения.

Как показала практика, укрупнение агрегаторов значимо не влияет на рост цен или на изменение заработка водителей. Для примера: по оценке BusinesStat средняя цена проезда в такси в 2014-2018 годах уменьшилась на 16,9%; сделка по слиянию двух крупных игроков Яндекс.Такси и Uber не повлияла на это. Цена за поездку у агрегаторов формируется на основе текущего спроса и предложения. Согласно недавнему исследованию ВЦИОМ, 61% респондентов считают, что цена поездки на такси соответствует качеству предоставляемых услуг. Резкое повышение цены для потребителей может привести к оттоку пассажиров, агрегаторы не пойдут на такой шаг".

Позитивно оценивает сделку – по ту сторону процесса – и профсоюз водителей такси "Возрождение". "Безусловно это создаст крупного игрока на рынке такси, — убежден председатель профсоюза Андрей Кудинов. – Мы надеемся, что заявленные цели этой сделки совпадут с реальностью. Это касается инвестиций и в безопасность, и поддержку водителей. В частности, объединенная компания начнет работать над заработком водителей и над проблемой переработок".

Прозвучала и любопытная оценка качества услуг, которые оказывал поглощенный агрегатор – они дают ошеломляющее представление о том, кто, как и на чем нас порой возит за наши же деньги: "Общественный и государственный контроль за Яндекс.Такси выше – в том числе и потому, что эта компания заметнее на рынке. Поэтому мы рассчитываем на то, что Яндекс исправит ситуацию с прозрачностью ведения бизнеса "Везёт". Сейчас политика "Везёт" оставляет желать лучшего. У них выявлено наибольшее количество нарушений, которые наш профсоюз при поддержке региональных общественных организаций выявил в мае-июне 2019 года. Мы проверили более 350 автомобилей разных сервисов-агрегаторов такси в 14 городах. Главным аутсайдером по итогу проверок в девяти регионах стал именно "Везёт". Разрешение имел при себе только каждый пятый (!) водитель этого агрегатора, лишь 37% (!!) автомобилей находились в удовлетворительном состоянии, а путевой лист присутствовал только у 4% (!!!) таксистов".

Источник: auto.vesti.ru