Вдова Алексея Балабанова: «Я стараюсь себе представить, что ничего не было»

26

В Москве показали на большом экране «Брата» Алексея Балабанова, что само по себе уникально. Выросло целое поколение, которое видело эту культовую картину 1990-х только по телевизору или на экране компьютера. 25 февраля Балабанову исполнилось бы 60 лет. Он ушел из жизни в 2013-м, когда ему было 54. Восприятие фильма со временем изменилось. Как верно заметил киновед Андрей Плахов, оно меняет оптику восприятия.

Представить картину пригласили Сергея Бодрова-старшего, сын которого сыграл Данилу Багрова и погиб на съемках другой картины в 2002 году, и вдову Алексея Балабанова — художника по костюмам Надежду Васильеву, работавшую на всех его проектах, а недавно — на «Матильде» Алексея Учителя. Старший Бодров в Москве бывает не так часто: живет в Лос-Анджелесе, работает по всему миру. Теперь он специально прилетел в Москву представить «Брата» и рассказать о кинофестивале «Зеркало» им. Андрея Тарковского, президентом которого стал. Он сменил на этом посту Павла Лунгина. «Зеркало» проходит в Иванове и Юрьевце, где рос Андрей Тарковский. Сергей Бодров считает правильным показывать фильмы жителям промышленного города, а не на курорте: «Они живут сложно, но любят кино. Фестиваль наш будет демократичным. Тарковский — удивительный и уникальный режиссер. Это счастье, что у нас был человек такого масштаба и таланта, один из лучших режиссеров мира. Мы этим должны гордиться». В состав жюри приглашен потомок легендарного русского мультипликатора, создателя игольчатого экрана Александра Алексеева, работавшего в первой половине XX века, — американский кинорежиссер и продюсер Алекс Роквэлл, с которым Бодров дружен. Компанию ему составят: монтажер Вернера Херцога Джо Бини и живущая в США уроженка Минска Дарья Жук, недавно дебютировавшая русскоязычным фильмом «Хрусталь».

Вдова Алексея Балабанова: "Я стараюсь себе представить, что ничего не было"

Появление художника по костюмам Надежды Васильевой логично в текстильном крае. Она подготовит программу «Костюм в кино» и всячески поддержит молодых ивановских художников. «Мы будем рассматривать фильмы с точки зрения костюма, — сказала Надежда Васильева. — В Иванове — потрясающие музеи, заполненные прекрасными тряпочными экспонатами XVIII–XX веков, большая коллекция агиттекстиля. Поэтому нужно организовать дискуссионный разговор про тряпки. Очень многие студенты, оканчивая вузы, не понимают, что делать дальше. Они пытаются использовать то, что у них есть в крови и в музеях, но дальнейшего пути не видят. Может быть, мой рассказ о кино, об использовании в нем тканей и текстиля даст кому-то путевку в жизнь. Я приглашаю студентов к себе в гости и на практику, приезжала к ним на конкурс. Не они — мои фанаты, а я их. Есть 14-летняя девочка, у которой эскизы тканей и моделей лучше, чем у студентов текстильного института. Сегодня очень тяжело работать художнику в кино. Его гнобит продюсер. Мои знания уже никому не нужны, и если они пригодятся тем, кто живет в Иванове, буду счастлива. И не только у нас трудно художникам в кино. Мои американские коллеги тоже говорят об этом. Я приглашу искусствоведов, чтобы поговорить о влиянии большой истории на историю костюма в кино в период с 1917-го по 1950-е. Интересно разобраться в том, как история России, а потом СССР повлияла на кино».

40 лет исполняется со дня выхода «Сталкера» Андрея Тарковского, который появился на экранах в 1979 году. Представит его живущий в Казани художник-постановщик картины Рашит Сафиуллин. Именно он создавал «зону», которую покадрово разбирают во многих киношколах мира.

Разговоры о «Зеркале» закончились, и надо было представлять «Брата», но оказалось это трудным делом. Раны свежи. Бодров так и сказал: «Нам с Надей тяжело это делать. Произошла тяжелая утрата, но осталась замечательная картина». А Надежда добавила: «Мне тяжело, но я надеваю на себя банку и делаю вид, что ничего не произошло».

Источник: www.mk.ru