Начинающие кинематографисты сделали Путина шахтером

8

На фестивале короткометражного кино «Короче», проходившем в Калининграде, представили фильмы начинающих режиссеров, многие из которых успели окончить непрофильные вузы и поработать в разных сферах. «Сделано угарно» — так теперь оценивают работы друг друга молодые кинематографисты. Вне зависимости от качества все воспринимается на «ура». «Реально, народ накатил перед показом» — произнес кто-то в зале.

Кадр из фильма «Болванка». Пресс-служба фестиваля «Короче».

Киношкол у нас тьма, образование там дают не всегда фундаментальное. Несмотря на засилье в режиссуре девушек, побеждают в основном мужчины.

Решением жюри лучшим фильмом стал «Подводник» Александра Назарова. Его герой — пропавший муж и отец — спустя пять лет возвращается домой. А там давно смирились с его отсутствием и как раз поминают «усопшего» родственника. Детей воспитывает чужой дядя, как потом выяснится, с интересной биографией. Мало верится, что без вести пропавший нес нелегкую службу на подлодке. Но у него есть беспроигрышные доказательства — портрет с Путиным, который он и демонстрирует семье. Фильм сделан с установкой рассмешить во что бы то ни стало, как почти все картины начинающих режиссеров последнего времени. Снимались в «Подводнике» Алена Бабенко, Дмитрий Куличков, Сергей Епишев и тоже пытались рассмешить. Многие опытные артисты с энтузиазмом принимают предложения поработать с молодыми режиссерами, понимая перспективу. Но редкие начинающие кинематографисты имеют представление о том, как с ними управляться.

Череда никудышных отцов проходит едва ли не через каждый третий фильм. В «Интервью» Ивана Соснина Алексей Серебряков играет детского писателя, оставившего когда-то семью. Повзрослевшая дочь проникает в его дом под видом журналиста. Выглядит это наивно, хотя Алексей Серебряков и способная молодая актриса Марина Васильева пытаются быть убедительными, и степень эмоционального расстройства их героев очевидна.

Начинающие кинематографисты сделали Путина шахтером

В «Папиной дочке» Евгения Чубарова дочь бандита становится жертвой криминального прошлого отца. Их взаимоотношения сахарно-елейные, но до гротеска не доведены. Отец заботлив до такой степени, что становится смешно, все обещает фигу в кармане, но ее-то и не будет. Девочка спешит на свидание. Все романтично, но идиллия резко идет на спад. Бандит бандитом погоняет, и, оказывается, это не комедия, а глубокая драма.

Другая 15-летняя девочка в «Memorio» Вадима Гордта (выпускник экономического факультета МГИМО и продюсерского факультета ВГИКа) изредка имеет возможность поговорить по скайпу с отцом – мужчиной в парадной морской форме. Где-то далеко он исполняет долг перед Родиной, несет ответственную службу. Каждый год отец поздравляет свое чадо с днем рождения, обещает вот-вот вернуться, чтобы вместе отправиться в кругосветное путешествие. Но выяснится, что все это фейк. Достаточно сравнить ежегодные поздравления на протяжении нескольких лет. Кино на экране компьютера изрядно отработало свое.

В картине «Купить кукольный домик», снятой главой юридической фирмы и выпускником Московской школы кино Максимом Кульковым, персонажи — куклы. Пока пластмассовый отец встречается с такой же Барби, его жена и дети становятся жертвами взрыва в торговом центре. В итоге «кукольные дом» окажется плодом фантазии больного воображения. Игра в куклы становится трендом сезона. На Венецианской биеннале, к примеру, представлена серия работ, где они едут в вагоне, сидят на деревьях и за партой, разрастаются до человеческих размеров, готовят искусственную еду. Гигантские инсталляции посвящены кукольной колбасе, бананам и арбузам из бумаги. Искусственный мир подменяет реальный.

Начинающие кинематографисты сделали Путина шахтером

Приз за режиссуру достался в Калининграде «Болванке» Никиты Власова, учившегося на сценарном факультете у Юрия Арабова, а потом уже режиссуре в киношколе Федора Бондарчука. Мать-сапер дарит взрослому сыну противотанковую мину. Позднее выяснится, что это болванка. А пока барышня сына в страхе сидит на ней и готова в любую минуту взорваться. Старо как мир: невестка и свекровь живут на минном поле. Мать сыграла Светлана Камынина. Ради сына ее героиня готова на все, а невестка, хоть семи пядей во лбу, все равно с изъяном.

Самые короткие фильмы длились минут пять. «Взлет» Евгения Ковальски — шутка с бородой о жене советского космонавта Ивана Соколова, летящего на Луну. Вся страна следит за ним у экранов телевизоров. Только благоверная космического героя думает о любовнике: «Приезжай, он улетел» Получился очередной киноанекдот с привкусом мокьюментари, сыгранный слишком нарочито.

Одна из лучших картин — трехминутная «Terra incognita» Антона Мамыкина — посвящена солдатам, погибающим на чужой земле. Родители провожают парня в армию. Он зачитывает присягу, и в лицо ему летят комья земли. «Его зарыли в шар земной» сразу и заживо. Сделано лаконично и точно.

Начинающие кинематографисты сделали Путина шахтером

Антон Мамыкин успешно работает в рекламе и получил более 50 наград, включая Cannes Lions. Вторая его картина «Белым по чёрному» награждена спецпризом фестиваля «Короче». Она о совестливом шахтере, признавшемся жене в том, что с Людкой переспал. Когда жена спросит, зачем он все рассказал, ответит: «Спать не могу». «Может проще было ромашку заварить?» — посоветует супруга. С каких это пор шахтеры после смены белыми приходят? Кругом все черные, даже Путин, смотрящий с портрета в кабинете начальника шахты, с черным лицом, словно добывал уголь. А товарищи между тем перестали доверять бригадиру: нормальный был мужик, но пошел по скользкой дорожке. Ему говорят: «Кому нужна твоя правда? Живи как все». И честный шахтер опять изменяет жене, только не кается. Жизнь налаживается, из шахты он возвращается черным. Смешная история и сделана лихо. Занятно придуман образ матери-невидимки, стоящей за дверью. Сквозь стекло она осеняет взрослого сына крестным знамением. Да еще окрик отца «Мать!» обозначает ее незримое присутствие.

«Женщина» Анны Зайцевой – занятная новелла о молодой сотруднице call-центра. Каждый день она возвращается домой через лес и встречает насильника в маске. Он заваливает ее на землю, но осуществить грязные намерения не может. Полиция бездействует, поскольку преступление не совершено. Как только дело будет сделано — обращайтесь. Абсурд жизни равновелик намерениям режиссера.

«Караул» Раула Гейдарова напоминает об армейских реалиях. Срочники должны совершить прыжок с парашютом, и постовой Андрей Стаценко вступает в конфликт со старшим по званию, не дает забрать со склада списанный за негодностью парашют. Он и сам — жертва дедовщины, и заступничества не найти. Минимализм проявился во всем.

Глеб Суковатых снял комедию про склад «Осторожно, хрупкое!», где рабочие должны понимать, в каком прекрасном месте они трудятся: «Наш склад — отличное начало, отличные перспективы, уникальные возможности. Уважайте его!». У руководителя организации Льва Ивановича в исполнении Максима Виторгана все под контролем, но подведет, как водится, «слабое звено». Молодые рабочие найдут в коробке с бокалами порошок, и начнется такая кутерьма с «белой смертью», что мама не горюй. Ситуация анекдотична, как и требовалось. Молодые кинематографисты уверовали в то, что только нечто комичное способно вынести их в светлые воды большого и серьезного кино.

Источник: www.mk.ru