Фильм российского режиссера выдвинули на «Оскара» от Эстонии

9

На 23-м Таллинском международном кинофестивале «Темные ночи» даже звездная дорожка не привычного красного цвета, а черная. Его символом стал волк, и перед каждым показом на экране идет заставка с бегущей через ночной лес стаей. Руководит много лет оригинальным киносмотром выпускница ВГИКа Тийна Локк, провозгласившая как идею изобилие жанров.

Кадр из выдвинутого на премию «Оскар» фильма «Бессмертный, предоставлен пресс-службой фестиваля

В конкурсе — только премьеры, согласно требованиям фестиваля категории «А», присвоенной таллиннскому киносмотру в 2014 году. Жюри под руководством британского режиссера Майка Ньюэлла, известного по фильмам «Гарри Поттер и Кубок огня», «Четыре свадьбы и одни похороны», «Приключения молодого Индианы Джонса», присудило гран-при и приз за лучшую музыку японской картине «Задом наперед» (Kontora), героем которой стал человек, ходивший спиной вперед. Снят он уроженцем Индии Аншулом Чауханом. На ролине он учился в военной академии, а в 2011-ом перебрался в Токио. Жюри привлекла мощная история, соединившая жизнь современной Японии с ее прошлым — Второй мировой войной.

Фильм российского режиссера выдвинули на «Оскара» от Эстонии

Черно-белая картина рассказывает о напряженных взаимоотношениях отца и дочери — школьницы Соре, нашедшей дневник своего деда. А человек со странной походкой поможет девочке найти общий язык с родителем и исчезнет, оставив рисунок в дедушкином дневнике и ощущение того, что это было явление призрака. Майкла Ньюлла поразило то, что человек, не являющийся частью японской культуры, сумел так глубоко понять жизнь японцев. Интересно, что картину снимал уроженец Таллина — оператор Максим Голомидов, живущий в Токио. Вместе с Чауханом он уже работал.

На премьеру документального «Праздника» Владимира Логинова (Эстония-Беларусь), снятого Максимом Голомидовым, пришла большая делегация японских кинематографистов, работавших с ним на «Задом наперед». «Праздник» снимался в эстонском городе Маарду, где живет в основном русскоязычное население, и где проходит советский по духу праздник «Сорочинская ярмарка», собирающий до 15 тысяч человек. Все там наполнено духом Гоголя, конечно, в меру того, как это видится организаторам и, прежде всего, мэру Быстрову, не дожившему до премьеры. Картина снималась в 2014 году, а он умер в 2015-ом. Когда коллеги упрекнули режиссера в долгострое, он мрачно пошутил: «Гоголь по десять лет писал. Нам хотелось остаться в его стилистике». На ярмарке выступает украинский ансамбль из Литвы, и царит дружба народов. Кажется, что это застывшее время. Когда русских много, эстонцы переживают. Услышав фразу о засилье русских, приехавший в Таллин Андрей Кончаловский сказал: «Ну, и что, что много. Это же не мешает эстонцам сохранять свою идентичность».

Фильм российского режиссера выдвинули на «Оскара» от Эстонии

На премьеру «Праздника» приехали жительницы Маарду. Казалось, что они должны были расстроиться, увидев себя на экране, но они остались довольны – и Антонина Романовна, устраивающая на ярмарке конкурс красоты, и ее подопечные, согласившиеся поучаствовать в нем исключительно из уважения к этой энтузиастке. Зрители встречали Антонину Романовну выкриками и аплодисментами – такая она колоритная на экране. Много там и других типажей, удачно выхваченных режиссером и оператором в людском море.

Лучшим режиссером признан филиппинец Юн Роблес Лана за фильм «Калел, 15» о ВИЧ-инфицированном подростке, предоставленном самому себе в сложный момент жизни, которая совсем не меняется, несмотря на страшный диагноз. За лучший сценарий отмечены израильские «Золотые голоса». Его авторы — Евгений Руман (он же – режиссер фильма, родился в Минске) и Зив Беркович (уроженец Казахстана). Картина, частично снятая на русском языке, отмечена и наградой жюри NETPAC — организации, занимающейся продвижением азиатского кино. Фильм рассказывает о жизни советских эмигрантов в Израиле, приехавших туда в 1980-е. В Советском Союзе Рая (Мария Белкин) и Виктор (Владимир Фридман, родившийся в Курске во времена СССР) работали на дубляже иностранных фильмов. Его голосом говорили с экрана Кирк Дуглас и Дастин Хоффман. А Рая становилась за кадром Джульеттой Мазиной в «Ночах Кабири» Федерико Феллини. Но все в прошлом. Теперь она занимается сексом по телефону, меняя голос на разные лады, о чем ее супруг не подозревает.

Фильм российского режиссера выдвинули на «Оскара» от Эстонии

В конкурсе участвовала и российская картина «Сквозь черное стекло» Константина Лопушанского о незрячей 18-летней воспитаннице интерната Насте, которой состоятельный господин оплачивает дорогостоящую операцию. Зрение ей вернут, но с одним условием: девушка должна стать женой благодетеля, не будучи с ним знакомой. Теперь героиню сравнивают с жертвой профессора Соколова Анастасией Ещенко. И вот совпадение – душегуб Соколов был задействован у Лопушанского в «Русской симфонии», отмеченной в 1995 году призом экуменического жюри на Берлинале. Он принимал участие в реконструкции исторических сражений и даже появился в облике Наполеона.

Главную роль сыграла Василиса Денисова. В Социально-художественном театре (СХТ) в Петербурге она играет мать слепоглухой американской девочки в пьесе «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона. Работая над ролью, молодая актриса общалась с незрячими людьми, и теперь тот опыт пригодился ей в кино. Вместе с Константином Лопушанским и Максимом Сухановым, сыгравшим олигарха, Василиса Денисова представляла «Сквозь черное стекло» в Таллине.

Когда-то Лопушанский проходил практику на «Сталкере» у Тарковского, признавшего эту картину самой удавшейся. В Таллине показали документальную ленту «Кино как молитва» живущего во Флоренции сына Андрея Тарковского. В ней старший Тарковский говорит о том, что в «Сталкере» выражена сила слабого человека, к чему собственно стремился и Лопушанский в картине «Сквозь черное стекло».Тарковский-младший использовал интервью отца, фрагменты его фильмов, стихи своего деда Арсения Тарковского. Его отец на экране размышляет о собственной религиозности, о том, что культура не может существовать без религии. «Смысл искусства — это молитва. Это моя молитва». А художник — совесть общества. С исчезновением последнего поэта жизнь потеряет всякий смысл. Таких рассуждений теперь не услышишь от кинематографистов, а если их кто-то озвучит нечто подобное, то это наверняка покажется декларативным и напыщенным. Нет той степени доверия, какой она была по отношению к Тарковскому.

Фильм российского режиссера выдвинули на «Оскара» от Эстонии

Без малого трехчасовая эпическая драма «Правда и справедливость», снятая 37-летним Танелом Тоомом, отсылает к роману классика эстонской литературы Таммсааре и рассказывает о событиях 1870 года. Фильм показан вне конкурса и выдвинут от Эстонии на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Молодая пара отправляется на хутор налаживать новую жизнь и ежедневно сталкивается то с природной стихией, то с теми, кто живет рядом. Свою правоту приходится отстаивать в суде. В Эстонии картину встретили с небывалым энтузиазмом, и теперь в качестве козыря сравнивают с «Аватаром», уступившим по показателям в прокате национальной драме. На место ее съемок в деревню Вырумаа устремились сотни зрителей, чтобы увидеть дома, где жили герои фильма. Танель Тоом – выпускник лондонской киношколы и уже номинировался с короткометражкой на премию «Оскар». Его полнометражный фильм снят на грант к 100-летию Эстонской республики.

На премию «Оскар» от Эстонии выдвинута и документальная лента «Бессмертный», над которой трудилась эстонско-латвийская команда во главе с российским режиссером Ксенией Охапкиной. Ее тоже показали на «Темных ночах», а до этого картина получила главную награду в документальном конкурсе в Карловых Варах. «Бессмертный» снимался, как говорит сама Охапкина, о типичном городе Апатиты, каких много. А зарождался он, как место, где жили, добывали руду и умирали заключённые. Те, кто побывал там в наши дни, не забудут пугающий индустриальный пейзаж. Теперь за подвиг полагается бессмертие. Государство призывает граждан к самопожертвованию — на войне или в шахте.

Согласно новому мировому тренду, в Таллине представляют не только незавершенные проекты, но и сериалы. Наташа Меркулова и Алексей Чупов известны зрителям по фильмам «Интимные места» и «Человек, который удивил всех». Они — сценаристы «Салюта-7» и «Гоголя», показанного в Таллине два года назад. Их новый психотерапевтический сериал «Колл-центр» сначала был представлен в форме доклада, а потом показали две его серии. Действие происходит в расположенном на 12-ом этаже онлайн-магазине, где продают интимный мандариновый крем и прочие товары для взрослых. Основан фильм, как было сказано, на собственных страхах и производен от романа американского писателя Тома Клэнси «Все страхи мира». Неизвестные люди, называющие себя папой и мамой, закрывают в офисе сотрудников этого секс-шопа, и те вынуждены исполнять все прихоти новоиспеченных «родителей» под угрозой взрыва бомбы. Невидимые взору манипуляторы знают все подробности жизни каждого из сотрудников, умело используют их. В одной из представленных серий рассказывается об одной из жертв, которая, находясь под сильным влиянием набожной матери, все-таки находит на просторах всемирной паутины парня, влюбляется в него и едет в Турцию, чтобы попасть в руки террористов. Подобные истории уже отработаны с разной долей успеха в мировом кинематографе, и в этом смысле снижают вероятность успеха картины. Алексей Чупов приоткрыл в Таллине завесу тайны семейно-творческого дуэта: Наташа Меркулова — главный режиссер, а сам он — главный сценарист. Если следовать логике Алексея, то босс должен быть один. Таким образом, режиссер — всему голова.

Источник: www.mk.ru