Балетный «Талисман» Мариуса Петипа

0
80

Об этом балете знают все балетоманы… До сих пор на балетных конкурсах и гала-концертах исполняется снискавшее огромную популярность па-де-де из этого спектакля, хореография которого приписывается Мариусу Петипа. А совсем недавно на фестивале «Золотая маска» Бурятский Академический театр оперы и балета показал забытый балет Мариуса Петиа «Талисман» полностью.

Фото: сцена из балета «Талисман». Автор фото Андрей Степанов (@andrey.ist).

Балетная труппа этого театра впервые оказалась в числе номинантов национальной театральной премии, причем сразу в трех номинациях: за лучший спектакль, лучшую работу хореографа и лучшую женскую роль. Такой прорыв обеспечил бурятской труппе её бывший художественный руководитель (сейчас руководит балетной труппой Нижегородского академического театра оперы и балета) Морихиро Ивата, которому и пришла в голову великолепная мысль осуществить возрождение старинного балета.

ИСЧЕЗНУВШИЙ ШЕДЕВР

От когда-то аншлагового спектакля, соперничающего до революции по своей популярности с самим «Лебединым озером», практически ничего не осталось. Даже в Гарвардском архиве, где хранятся нотации многих старинных балетов, сделанные помощником Петипа Николаем Сергеевым по методу Степанова, есть всего три файла, относящихся к этому спектаклю… Причем в одном из них просто записана перестановка декораций одного из актов этого балета, а собственно к хореографии относится запись всего лишь одного ансамбля из второго акта для 6 человек, а также запись вариации (пиццикато). И это все…

Балет «Талисман» был поставлен Петипа в 1889 году (то есть ровно за один год до «Спящей красавицы»). Музыку к нему написал известный дирижер и композитор Риккардо Дриго, и это произведение стало первым его «полнометражным балетом (до этого он сочинил лишь одноактный балет «Зачарованный лес»), созданным для балетной сцены. Премьера прошла 25 января в бенефис итальянской балерины Элены Корнальба. В русском балете наступала эра итальянок-виртуозок, на которых в ближайшее десятилетие и будут ставиться все спектакли: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Раймонда»…

В списке поставленных им балетов напротив балета «Талисман» Петипа сделал пометку «большой успех». Сумасшедший успех действительно сопровождал этот спектакль в те годы, когда он шел на сцене, но на премьере он был сдержанно принят публикой. Несмотря на виртуозность, Корнальба не обладала актерским дарованием и, как писала критика, «была безжизненно холодна и никакого впечатления не оставляла». Рецензенты тогда назвали «Талисман» «тщедушным хореографическим произведением». Восторги начались потом…

После скорого отъезда Корнальбы из России в этом спектакле дебютировала Варвара Никитина, и тон рецензий изменился, а после того как в 1895 году Петипа возобновил балет для любимицы публики Пьерины Леньяни (в начале того же года Леньяни стала первой исполнительницей и другого балета Петипа, «Лебединое озеро»), ему всегда сопутствовал громадный успех.

Поначалу считалось, что либретто «Талисмана» написал Петипа. Однако незадолго до премьеры в петербургских газетах появилось сообщение, что его настоящий автор московский драматург Константин Тарновский. Газета «Минута» писала: «Лет девять тому назад К.А. Тарновский по предложению В.П. Бегичева, тогдашнего инспектора репертуара московских театров, написал программу балета «Талисман» и передал её г-же Собещанской, которая со своей стороны вручила программу г. Петипа, которого предполагалось пригласить в Москву для постановки этого балета». Но спектакль не увидел свет и Тарновский о нем позабыл, пока не прочел в прессе содержание нового балета Петипа. Петипа по своему обыкновению присвоил сочинение себе, но после переговоров Тарновского с театральной дирекцией в афише появились два автора: Тарновский и Петипа.

«БОГ ТАНЦА» ТАНЦУЕТ БОГА ВЕТРА, А МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ БОКАЛ ШАМПАНСКОГО

В 1909 году балет вернул на сцену Николай Легат, сократив его, переставив отдельные сцены и дав некоторым героям другие имена: так повелительница небесных духов Тинания стала у Легата Амравати, ее дочь Элла — Нирити, а бог ветра Ураган — Вайю. Эту партию на премьере в 1909 году станцевал «бог танца» Вацлав Нижинский.

Вайю — бог ветра и воздушного пространства в ведическом пантеоне богов. В ведах Вайю описывается как обладающий необыкновенной красотой, перемещающийся на своей колеснице, запряжённой двумя или тысячей лошадей во всех направлениях и очищающий мир от злых влияний. Правда, сестра Вацлава Нижинского Бронислава утверждает в своих воспоминаниях, что роль Нижинского в постановке Легата именовалась Ураганом, но скорее всего это ошибка памяти. «В новой постановке Николай Легат поручил главную мужскую роль Зефира Нижинскому, переименовав его при этом в Урагана – пишет она. — Вацлаву балет не нравился, хотя он и имел в нем большой успех». Упоминает Нижинская и реакцию критики на выступления её брата: «Про выступления Нижинского один из критиков писал, что сцена Мариинского театра мала для великолепных прыжков Нижинского»; другой утверждал, что Нижинский «взвивался вихрем на такую высоту, что голова его скрывалась за порталом сцены».

Балетный «Талисман» Мариуса Петипа

Нирити на премьере 1909 года танцевала Ольга Преображенская, это был её прощальный бенефис. А роль магараджи Нурредина исполнил Михаил Фокин. Более чем через год 31 января в партии Нирити вышла и Матильда Кшесинская, которая должна была выступать на премьере, но заболела. При этом новые костюмы Шервашидзе настолько поразили балерину, что она заказала у него костюмы к своим выступлениям не только в «Талисмане», но и в «Дочери фараона». В своих мемуарах она писала: «Талисман» всегда был моим удачным балетом, и очень выигрышным. Но с тех пор, что со мной стал выступать в нем П. Владимиров, балет этот еще больше выиграл – когда во втором действии Владимиров изображал Гения ветра и вылетал на сцену, неся меня на своем плече, это производило огромное впечатление. Известный критик Юрий Беляев писал, что Владимиров вылетает на сцену, будто с бокалом шампанского, и преподносит этот бокал публике».

Последний раз этот балет появился на афишах в 1926 году: его возобновили для выпускного спектакля Ленинградского хореографического училища, в котором фурор произвели танцы Ольги Иордан и Алексея Ермолаева. Именно на этого выпускника его педагог Владимир Пономарев переделал и еще более оснастил виртуозной техникой мужские вариации из этого балета.

ТАНЕЦ С ЯЙЦАМИ, КОНКУРСНОЕ ПА-ДЕ-ДЕ И УДИВИТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ПЕТИПА

Первоначальный запутанный и невнятный сюжет с обилием действующих лиц в четырех действиях, семи картинах, с прологом, эпилогом и апофеозом был сокращен в бурятской постановке до трех актов и повествует о том, как дочь повелительницы небесных духов Нирити в сопровождении бога ветра Вайю спускается на землю для прохождения положенного богам испытания: она не должна поддаваться земным искушениям, иначе потеряет бессмертие. Но богиня влюбляется в земного человека Нурредина, который случайно завладел подаренным матерью и охраняющим ее талисманом.

Как и в «Баядерке», более раннем балете Мариуса Петипа, на сцене перед зрителями предстала таинственная древняя Индия, загадочные небесные духи, раджи, индийские воины, факиры, заклинатели змей, танцовщицы-баядерки. А кроме того, как в «Корсаре», невольницы и купцы на делийской базарной площади. Ведь действие разворачивается во владениях царя Дели Акдара, куда и занесло магараджу из Лагора Нурредина. Лагор (Лахор), напомним, находится на территории современного Пакистана, но тонкостями географии Петипа никогда не заморачивался — балет искусство условное.

От «Талисмана», как было уже сказано, ничего не осталось. Даже сохранившееся популярное па-де-де принадлежит совсем не Петипа, а было поставлено знатоком классики Петром Гусевым по мотивам Петипа в 1955 году. Имя Петипа уже давно стало собирательным. Его авторству приписывают почти всю классическую хореографию XIX века. Так случилось и с па-де-де из балета «Талисман», которого в спектакле бурятского театра напрасно ждала публика. Постановщики его в спектакль не включили, представив в заключительном третьем акте только адажио из него. Не включили, видимо, по причине того, что это не Петипа. Хотя заметим, такая щепетильность спектаклю лишь повредила. Ведь и другая хореография, представленная в этом балете, Петипа не принадлежала: перед нами современное сочинение, лишь поставленное под Мариуса Петипа. А может, современный хореограф просто побоялся невыгодных для него сравнений с Гусевым?

Где в спектакле Петипа находилось это па-де-де не совсем понятно. Скорее всего в самом конце пролога и называлось Grand pas d`ensemble. «Петербургская газета» писала после премьеры, что в адажио, насыщенном акробатическими приемами, «Чеккети (исполнитель роли Урагана П.Я.) буквально подбрасывал балерину, которая, как пух, плавно и тихо опускалась». Корнальба в сольных вариациях «удивляла своими полётами и классическими танцами», а Чеккети — «боевыми антраша и такими турами в воздухе, какие мы не видели на нашей балетной сцене в продолжении многих лет».

Балетный «Талисман» Мариуса Петипа

Было в этом балете Петипа и много других не менее удивительных танцев. Например, индийский катхак, исполненный «восточной неги и пластических движений», или танец Гималайских горцев. А также танец джеллалабадских баядерок, «полный гибких, грациозных и красивых движений» «Кашмирский нах». Но одним из самых популярных был танец яиц, который естественно подавался под французским названием La danse des oeufs, и назвался так, потому что его исполнительница (Жукова 1-я) грациозно танцевала, держа в руках корзиночку, наполненную яйцами. Видимо этот танец так поразил публику, что год спустя Петипа в «Спящей красавице» сочинил для Жуковой партию Красной шапочки, в руках у которой была всё та же корзина, только уже без яиц, но с пирожками.

ЯПОНО-БУРЯТСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Собственно, в «собирательном» стиле «под Мариуса Петипа» весь спектакль и был заново поставлен выпускником Московской академии хореографии (кстати, одноклассником нынешнего балетмейстера-репетитора Большого театра и члена жюри «Золотой маски» Яна Годовского) Александром Мишутиным (номинирован за лучшую хореографию). В прошлом в качестве танцовщика балетмейстер работал в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и других российских балетных компаниях, но потом осел в Японии (в настоящее время является художественным руководителем Международной балетной школы в Токио), где и познакомился со знаменитым собирателем балетных раритетов и историком русского балета Кендзи Усуи. Японский балетовед предоставил балетмейстеру найденный им в Падуе, где спектакль ставился в 1997 году, клавир балета «Талисман», который Мишутин использовал для постановки своего спектакля. За основу хореограф взял версию Николая Легата.

Перед нами совсем не модная ныне реконструкция — таких целей постановщик ввиду ограниченности имевшегося материала перед собой и не ставил, записей Гарвардского архива (хотя бы и малочисленных) не использовал. Да и вообще к подобной идее, судя по всему, относится без особого энтузиазма. Хотя до этой постановки Мишутин успел поставить балет Петипа «Арлекинада», в котором как раз работал с нотацией Степанова.

Говоря о том, что балет поставлен под Мариуса Петипа, мы несколько преувеличиваем работу балетмейстера, потому что многие сцены были им взяты у Петипа почти в готовом виде. Цитаты лишь слегка видоизменены: что-то из «Баядерки», что-то из «Корсара», что-то из других балетов Петипа, а что-то вообще из балетов совсем другой эпохи — балетного романтизма. Впрочем, постановщик этого и не скрывал, говоря о том, что восстанавливал хореографию по «зарисовкам» самого Петипа, вдохновляясь картинками, оставшимися от его спектакля. Еще самого Петипа критики укоряли в дни премьеры за самоповторы, пеняя на то, что хореограф выдохся и «в «Талисмане» очень мало новых танцев и па, ни единой новой по замыслу группы, ни единого нового кордебалетного ансамбля». Действительно, уже по объемистому либретто видно, что некоторые эпизоды и даже целые сцены балета списаны в «Талисмане» из «Баядерки», другие из «Дочери фараона», «Сильфиды», «Корсара» и других балетов. Примерно тот же результат вышел и у Александра Мишутина.

Балетный «Талисман» Мариуса Петипа

Так же, как и Петипа, далек был Мишутин в своей хореографии и от этнографической достоверности. Хотя в такие крайности, как классик (у которого «Индийский танец» в первом действии, по словам критика, был «вариантом нашей закавказской лезгинки»), не ударялся. Тем не менее красочные декорации и костюмы к спектаклю, в которых постановщики отталкивались от сохранившихся эскизов художников Левота, Шишкова и Бочарова (художник-постановщик Алексей Амбаев, художник по костюмам Елена Бабенко), вышли почти индийскими.

«В ТАНЦАХ И ЖИВЫХ ГРУППИРОВКАХ УЧАСТВУЮТ БОЛЕЕ 200 ЧЕЛОВЕК»

В спектакле самого Петипа роскошь декораций поражала современников. «Взвился занавес и представилась действительно превосходная декорация Бочарова – писала «Петербургская газета». – Великий тут сказался мастер и знаток своего дела! Живописные группы, пестрота и роскошь костюмов – все это вызвало заслуженные рукоплескания публики». О волшебных садах царя Дели Акдара, о роскоши, богатстве и блеске во всем – писал и «Петербургский листок».

А еще более поражали спецэффекты, которыми собственно и приманивали публику. «Поднявшаяся вьюга, громы и молнии» сопровождали каждый выход Бога ветра, при появлении которого в конце первой картины первого действия, как сообщает либретто, крыша индийского жилища – бамбуковой хижины ткача Наля, где происходит первая картина, буквально раскрывалась и Бог ветра «вместе с Эллой (или Нирити П.Я.) поднимался в воздух». В следующей картине, изображавшей царство духов, наоборот, «подземелье вместе с Эллой и Ураганом и со всеми духами уходило вниз», «все исчезали, из люка выходило фосфорическое пламя». А венчал этот балет, как собственно и все балеты Петипа, Пролог, где расступались стены горной лачужки, в которой развивались события последнего действия, и перед взорами публики на троне восседала Повелительница небесных духов, окруженная феями, сильфидами и гениями, а героиня с талисманом в руке (наконец то она его вернула) приготовилась взлететь, но увидев плачущего Нурредина, понимала, что он умрет без неё, отпускала звезду (которая вместо неё эффектно устремлялась ввысь) и бросалась на грудь возлюбленного. Любовь, как всегда побеждала!

В новом «Талисмане» хотя и присутствуют сцены, которые в балете Петипа происходили в подземном царстве духов или в полуразвалившейся охотничьей лачужке, но перемены декораций в них сейчас не предусмотрены. Лучшей по хореографии у Мишутина получилась сцена, когда Нирити появляется из фонтана в саду Акдара, отца невесты Нурредина, царя Дели.

Чего не хватало в новом спектакле, так это балетной драматургии. Этого как раз никогда не бывало у Петипа: в балетах классика режиссерская мысль ясна, а пантомимные монологи и диалоги четко прописаны. В «Талисмане» же бурятской труппы без помощи либретто понять, что, зачем и почему, не было никакой возможности. Несмотря на все заимствования из Петипа, балет поставлен в сущности по рецептам советских редакторов классики, пантомима тут почти напрочь отсутствует.

К показу на «Золотой маске» труппа бурятского театра явно мобилизовалась, выступала ровно, без осечек, единым ансамблем, однако исполнительские ее возможности оказались довольно скромны. Ко всему прочему прямо в Москве заболела исполнительница партии Нирити, выдвинутая на «Маску» за лучшую женскую роль, Анна Петушинова. Тем не менее заменившая ее Елена Хишиктуева на сцене была вполне органична, впрочем, как и исполнители других партий балета — бога ветра Вайю (Баир Жамбалов) и магараджи Нурредина (Булыт Раднаев).

Исключая перечисленные замечания в целом спектакль вышел интересным, а сама идея возродить к жизни не сохранившийся легендарный балет русско-французского классика — плодотворной и захватывающей. Конечно, таким массовым и масштабным, каким был этот спектакль у Петипа, Мишутин сделать его и не мог. По сообщению рецензентов, в одном только прологе вокруг повелительницы небесных духов на премьере в Санкт-Петербурге располагалась большая группа гениев воздуха, состоящая из 56 человек, а «в танцах и живых группировках участвуют более 200 человек». Несомненно, такой спектакль должен идти на большой сцене в исполнении первоклассных артистов, тогда и смотреться он будет совсем по-другому.

Источник: www.mk.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь