Мединский предрек театральный бум после пандемии

0
76

О коронавирусе в разных контекстах сегодня говорят все. Вот и экс-министр культуры, а ныне помощник президента Владимир Мединский решил провести онлайн лекцию под названием «Эпидемии. В истории и культуре». Её главными слушателями стали студенты ГИТИСА вместе с ректором вуза Григорием Заславским.

фото: Геннадий Авраменко

Начиная своё выступление, Мединский признался, что впервые ведёт лекцию в виртуальном формате, да ещё и сидя. Говорить же об эпидемиях он собирается не в хронологическом порядке, а так, чтобы попробовать найти параллели с днём сегодняшним. Их, разумеется, не мало. Хотя присутствуют и существенные отличия. Сегодня коронавирусом охвачен практически весь мир и потому это пандемия (они, впрочем, бывали и раньше), а эпидемиями называют вспышки, которые происходят в отдельной стране и уносят жизни, как минимум пяти процентов населения. Одна из первых таких эпидемий случилась в окрестностях Афин в 5-6 веке до нашей эры в эпоху Пелопонесских войн. Сегодня её бы назвали тифом или чумой. Она же присутствует и в классических произведениях Античности: «Илиаде» Гомера и «Царе Эдипе» Софокла.

— Тиф – болезнь войны – говорит Мединский – когда происходит массовое скопление солдат на небольшой территории. Например, в Гражданскую войну в Советской России от него умерло три миллиона человек. Это больше, чем наши потери в Первой мировой войне.

Затронул Мединский и самую страшную чуму или чёрную смерть, разразившуюся в Европе в середине XIV века. Своё название она получила от того, что трупы чернели и издавали жуткое зловоние. По одной из версий зараза пришла из Азии, когда же Ордынское войско осаждало генуэзскую крепость Кафа, то катапультами закидывало чумные тела неприятелю. Мединский в подобную причину мало верит и вообще, по его словам, как и сейчас в коронавирусе видят заговор мирового правительства или фармацевтических компаний, так и тогда находили виновников в евреях и прокажённых. Но только не в собственной антисанитарии. Тем не менее, образ чумы уже навсегда вошёл в культуру. Начиная от знаменитого романа Джованни Боккаччо «Декамерон», в котором герои переживают эпидемию в самоизоляции и тешат друг друга фривольными историями до шекспировского «Чума на оба ваших дома» из «Ромео и Джульетты».

Между тем от мировой истории экс-глава Минкульта перешёл к российскому опыту борьбы с мором. Он, считает Мединский, достаточно эффективный. Ещё Иван Грозный озаботился здоровьем подданных и организовал карантинные заставы, а фаворит Екатерины II Григорий Орлов блестяще справился с чумой, обрушившейся на Москву в 1771 году.

— Значительно повысились выплаты врачам, открывались госпитали и приюты для сирот, появились новые бани, налажена была уборка мусора – рассказывает Мединский о деяниях Орлова – а самое главное тем, кто сам приходил в госпиталь проверится, платили деньги. В итоге в краткие сроки эпидемию удалось остановить.

Не меньший урон России нанесло и нашествие оспы. От неё умер юный император Петр II, а первую прививку от этого вируса в России сделала Екатерина II, тем самым продемонстрировав пример для остальных. Наконец, в девятнадцатом столетии наступила эпидемия холеры. Именно она заставила Пушкина остаться в родном имении Болдино, где великий поэт за три осенних месяца 1830 года создал «Повести Белкина», «Домик в Коломне», завершил «Евгения Онегина» и создал «Маленькие трагедии», одна из которых «Пир во время чумы», по словам Мединского ярко отражает взгляд Пушкина необходимость самоизоляции в условиях эпидемии. Более того соблюдал меры предосторожности. В отличие от Чайковского, который в разгар холеры пренебрёг нормами гигиены и выпил стакан холодной воды и вскоре умер.  

При всём разнообразии исторических примеров студентов ГИТИСа больше всего интересовало, как нынешний помощник президента видит мир, после коронавируса.

— Думаю коронавирус даст толчок многим произведениям искусства, но гораздо больший толчок даст та обстановка, которая у нас сложилась вокруг коронавируса. После Чёрной смерти в четырнадцатом веке фактически разрушился феодализм, испанка предопределила очень многие изменения в послевоенной Европе. Этот вирус не самый страшный, но меры реагирования на него в силу глобальности мира совсем другие. Вот это обязательно найдёт своё отражение в искусстве.   

По словам Мединского, изменится структура офисного класса. Появится больше людей, работающих на удалёнке. Всё больше будет расти популярность кино в онлайне, а традиционным кинотеатрам будет значительно тяжелее бороться за зрителя. Театры, напротив, считает бывший министр, ожидает бум, как и музеи.

Источник: www.mk.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь