Актуальность Бога

0
76

XX век Россия провела вне внятных представлений о Боге: Его заменили земные вожди, революционные пертурбации, расстрелы и аресты неугодных граждан, создание новых вооружений и технологий, борьба с инакомыслием, голодом и прочими сопутствующими подлинными и мнимыми напастями — ставились и решались задачи сугубо преходящего свойства, отвлекающие от углубленного проникновения в сакральные тайны вечности. Легализация веры породила всплеск интереса к потусторонним райским садам и адскому пламени, подпольные и открытые колдуны проповедовали ясновидение, мистика стала модной, ей не могли противостоять чохом канонизированные умученные большевиками праведники, торжествовали, сменяя друг друга, свидетельства о телепортации и мироточении — опять поверхностное, упрощенное скольжение по маршруту наименьшего душевного и духовного участия.

Алексей Меринов. Свежие картинки в нашем инстаграм

Одиночество

Поражает вселенское интеллектуальное и человеческое одиночество Христа. Следующие за Ним по пятам апостолы не в состоянии понять, о чем толкует Посланец Предвечного. То и дело встречаем в Евангелиях: «Ученики ужаснулись от слов Его», «Они же чрезвычайно изумлялись…», «Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» — т.е. боялись брякнуть невпопад, рассердить, разочаровать, обнаружить собственную недалекость, несостоятельность, некомпетентность, беспомощность? Он им: «имейте веру Божию», «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» и «все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите», а они сомневаются, колеблются, дичатся, их не убеждает ни превращение двух хлебов в многие, накормившие тысячи голодных, ни утихомиривание разбушевавшейся морской стихии, ни стадо бесовских свиней, бросившихся в волны.

Покровитель-Предводитель изъясняется иносказательно, метафорически, сыплет притчами, а посконные трудяги не в силах уразуметь: зачем отвлеченные повествования о зернах, упавших на каменистую или плодородную почву, о винограднике, порученном хозяином попечению нерадивых рабов? Незамысловатые обыватели, рыбаки и мытари, кумекают обыденно, банально, приземленно, выясняют меж собой (в преддверии Его гибели), кто из них, двенадцати избранников, главнее, меряются смешными амбициями, одолевают и удручают Его, надпланетарно воспаряющего, мелочными просьбами: приблизь к славе, посади по правую руку от Тебя. Он им — о том, что последние станут первыми и не в гордыне величие, а в услужении тем, кто ниже («Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»), они — о бытовой дребедени. До какой степени гнева нужно довести Кроткого и Незлобивого, если возопил на возлюбленного Петра: «отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Трижды просит Христос ближайших сподвижников, отправляясь на уединенную молитву в последнюю гефсиманскую ночь, не засыпать и бодрствовать, и трижды, возвращаясь после молитвы, застает их безмятежно храпящими. Он буквально криком кричит о трагедии, которая Его (и все человечество) ожидает, настойчиво твердит о смерти, которая Ему предстоит, беспокоится о тугодумных сподвижниках: овцы останутся без пастыря… Но «овцы» умудряются не услышать наисущественнейшее, пребывают в жвачной дремотности и равнодушии, слепо выполняют побегушечные поручения: «пойди туда, сделай то», а глобального своего предназначения не прозревают, не сознают, во имя чего бродят вслед за сподвигшим их на Благодать и Испытания Проповедником по Тирским и Сидонским пределам, перемещаются в Десятиградие, странствуют из Иерихона в Капернаум и Иерусалим, восходят на Елеонскую гору, бороздят на лодке Галилейское море и высаживаются на Геннисаретском берегу.

Христос являет Петру, Якову и Иоанну невероятные Свои ипостаси, знакомит с Моисеем и Илией — ничего себе событие для рядового аборигена — неслыханное Откровение и Доверие, Посвящение в небожители! Но вместо того, чтобы припасть к горней всеосведомленности и задать Творцу и Его помощникам болезненные, мучительные вопросы, которые должны бы возникнуть у мало-мальски вменяемых, озабоченных судьбами мира хомо-сапиенсов, Христовы ставленники лепечут о хозяйственных нуждах, о чепухе, Петр предлагает поставить палатки для почетных гостей: «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать: потому что они были в страхе».

Многотысячные толпы караулящих Мессию почитателей жаждут чудес, а не изреченной Истины (что неудивительно, если двенадцать отмеченных избранничеством приближенных не постигают втемяшиваемых щемящих азов) — до диковинных ли рафинированных правил очистительной морали, если куда насущнее животрепещущая сермяга: сколько раз можно мужьям и женам вступать в брак и разрывать семейные узы? Потребна не дистиллированная кристальность устремлений, не спасенная душа, а утилитарность: исцеление телесных недугов, воскрешение умерших — до тех пор, пока кудесник вершит цирковые фокусы насыщения малым количеством еды тысячной оравы зрителей и успешлив в опытах оживления почивших, он пребудет Оракулом и Пророком, его не устанут превозносить, а когда окажется под стражей, избитый и униженный, и не сможет демонстрировать демоническое могущество, не предъявит доказательств родства с Богом, все дружно заголосят: «Распни!»

Не сумел отстоять звание сверхчеловека и избежать казни — не достоин помилования и жалости. Мигом забылись благодеяния: бывший кумир — в мгновение ока — стал никем. Похвально обрядить Его в клоунское одеяние, измываться, хлестать по ланитам. Какой ты Царь — Небесный и Иудейский! Ты — изгой, статист для битья, самозванец, хуже распоследнего вора и убийцы. Разбойника пощадим, он — наш, такой, как мы, а Ты — чужак!

Бог — игрушка?

Зато лукавые книжники и фарисеи (начитанные, привилегированные, ушлые, наделенные гибкой сметкой — в отличие от призванных Христом в союзники простолюдинов) чутко улавливают внеземную природу Его речений. Кто Он? Какой властью Ему дано возглашать дерзкие, всеобъемлюще грандиозного, надчеловеческого уровня и масштаба — равные божественным! — ниспровергающие предыдущий канон установки? Первосвященников пугают сопоставимые с бедствиями Потопа, Содома и Гоморры последствия неминуемой социальной и религиозной реформации.

Злодеи, «поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся» и любящие принимать «приветствия в народных собраниях», не скрывают намерений Его убить. Но не умеют подступиться к Возмутителю Спокойствия. Даже лик Его им неизвестен. (До эры телевидения и камер слежения еще далеко). Опасаются (как всегда напрасно в подобных случаях) народного гнева. Но святость Иоанна Предтечи не предотвратила и не остановила усекновение Еего головы. А народ (будем реалистами) переменчив в симпатиях: восторженность сменяется ненавистью, ненависть преобразуется в канонизацию. В нравственной табели синедриона убийство (в том числе Отпрыска Вседержителя) предпочтительнее краха в борьбе с Посланцем Господа и самим Всевышним. Ведь Бог — игрушка, разменная монета в идеологическом пасьянсе.

Прозрение

Преображение и восхождение апостолов на ступень Божественного Престола происходит после расправы и утраты. Пока разговор о неизбежном распятии на Голгофе идет отвлеченный, теоретический, предположительный, пророчества Иисуса воспринимается вполуха. Но — свершилось. И стало очевидно: Он — властен над будущим. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».

Больше всего, однако, потрясли очнувшихся, прозревших апостолов произошедшее воскресение и скорбь человеческой утраты. Посетило раскаяние, открылись бездны собственной черствости и недальновидности. Окатило позором трусости, которую Провидец априорно, заранее им простил. Вот почему — тоскуя о жертвенном великодушии Наставника — заплакал Петр, отрекшийся от Учителя, как было предречено, трижды.

Аванс доверия, оплаченный мученической смертью, взывает к преображению. Толкает грешных к действенному отмаливанию предательства. Требует повторения крестного пути. «Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься…»

Так и случилось.

Источник: www.mk.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь