Мотивация учеников при подготовке к олимпиаде по математике

0
178

Очень важно, чтобы желание учиться стало сильнее, чем у других учеников. Этот процесс определения поведения состоит из множества внешних и внутренних факторов по отношению к ученику.

Учебная мотивация выполняет (по мнению А. Н. Леонтьева) три функции: стимулирование, управление (организация) и семантика. Самый простой способ для учителя создать стимул для обучения, например, пробудить основной интерес учащегося с помощью интересной демонстрации, эмоционального рассказа об историческом событии и образе и т. Д., Возможность пойти с классом на всероссийские дистанционные олимпиады и многое другое. Профессиональный опыт показывает, что эта мотивирующая функция нестабильна. Деятельность учителя должна быть направлена ​​на создание организационной функции мотивации, а затем семантики. Тогда когнитивные мотивы первого академического уровня (желание ходить в школу, удовлетворять любопытство, получать хорошие оценки и т. Д.) Постепенно уступят мотивам более высокого семантического уровня самообразования, в результате чего обучение становится потребностью студента. Он может совершенно самостоятельно планировать как цели своей деятельности, так и способы их достижения. Важнейшей целью является подготовка к олимпиаде по математике.

Многие различные учебные мотивы (в том числе и отрицательные) можно разделить на две большие группы (по отношению к ученику).

А. Причины образовательной деятельности, которые четко связаны с характеристиками конкретного учащегося, с их специфическим отношением и восприятием учебного процесса: различные учебные цели, например: приобретение знаний и навыков для чего-либо по всероссийская олимпиада по математике и удовлетворение любопытства, сознательное расширение кругозора, культуры, поступление в вузы, желание быть более полезным для общества, приносить радость близким, совершенствоваться и т. д. результаты обучения, например: вознаграждение, успех, удовольствие, общественное одобрение, престиж и т. д .; учебный процесс.

Здесь проявляется познавательный интерес, чувство радости от учебы, умение преодолевать трудности, самовыражение, самообразование, радость общения в команде товарищей, моральное удовлетворение от поощрения и т. Д. Мотивы, связанные с другими особенностями обучения: авторитет отдельных лиц, сайт учителя математики, желание походить на них, заслужить их одобрение. Прежде всего, это личность учителя, его особенное влияние на ученика, влияние выдающихся личностей (революционеров, ученых, писателей, деятелей культуры, выдающихся спортсменов и т. Д.); стимулирующий эффект методов обучения, поскольку каждый из методов организации образовательной деятельности обладает стимулирующим (или антистимулирующим), мотивационным эффектом.

Среди множества причин профессор Д.Б. Эльконин выделяет когнитивную мотивацию, связанную с содержанием усваиваемого материала, полагая, что все виды мотивирующих средств, создаваемых в педагогической практике, являются внешними по отношению к содержанию образовательной деятельности, все виды «подкрепления» и « мотивация »(яркость и эмоциональность просветления и т. д.) не могут быть реальными причинами образовательной деятельности.

Это мнение, конечно, очень категорично. Тем не менее, углубленный анализ мотивов доктрины показывает, что все внешние мотиваторы, хотя иногда и чрезвычайно важны, тем не менее являются вспомогательными, дополнительными по сравнению с мотивами, непосредственно связанными с содержанием усваиваемого материала, если это содержание считается по отношению к этому студенту. Учитель может многое сделать, правильно организовав и управляя процессом обучения. У студента могут быть отличные домашние условия, что значительно создает возможности для успешной работы. Однако для этого ученика существует серьезная жажда знаний, особенно при условии, что содержание урока и олимпиада по информатике или математике порождает потребность в знаниях.

Опыт показывает, что не может быть учебного материала, который абсолютно необходим и интересен для всех. Например, у некоторых учеников в классе горят глаза, они стремятся учиться, а другие равнодушны. И на другом уроке те же самые равнодушные люди могут работать с большим энтузиазмом. Студенты, не имеющие интереса к знаниям, гораздо реже, чем талантливые студенты, которые счастливы и успешны по всем предметам. Важно найти эти побуждения, раскрыть их, хотя это может быть сложно, и использовать их для мотивации обучения.