Запуск газопровода «Сила Сибири» в Китай прошел загадочно

26

«Нихао!» — сказал Владимир Путин и с энтузиазмом помахал рукой большому экрану, установленному в кабинете сочинской резиденции «Бочаров Ручей». «Нихао!» — отозвался экран голосом Си Цзиньпина, заканчивающего свой рабочий день в Пекине. В этом году лидеры России и КНР так часто встречались друг с другом, что ключевое событие — запуск трубопровода «Сила Сибири», по которому российский газ впервые в истории потечет не на Запад, а на Восток, — обошлось без их непосредственного участия, красных ленточек и дружеских объятий.

фото: kremlin.ru

Запуск трубопровода в прямом эфире.

Газовый контакт с Китаем, заключенный в 2014 году, удачно вписался в новые геополитические реалии, вызванные резким охлаждением отношений с Европой. Россия взяла на себя обязательство: невзирая на суровые климатические условия, за 5 лет построить газопровод протяженностью более 2 тыс. км, чтобы в 2020 году поставить в Поднебесную первые 5 млрд куб.м голубого топлива из Чаяндинского месторождения в Якутии. Общая проектная мощность трубы, получившей название «Сила Сибири», составляет 38 млрд куб.м: на нее планируется выйти в 2025 году, когда начнется разработка второго месторождения — Ковыктинского — и будут построены еще 800 км газопровода.

Однако главная интрига — затраты и цена поставок — до сих пор не раскрыта. За пять лет никто из участников ни разу не проболтался о достигнутых договоренностях. Эксперты подозревают, что России пришлось пойти на серьезные уступки, чтобы получить этот контракт. Однако Владимир Путин «прогиб» перед Пекином не признает. Осенью на Энергетическом форуме в Москве он заявил, что, хотя китайцы действительно оказались «сложными переговорщиками», сторонам удалось найти «оптимальные решения».

Утром 2 декабря журналисты еще испытывали призрачную надежду узнать суть этих решений у главы Минэнерго Александра Новака и профильного вице-премьера Дмитрия Козака. Согласитесь: рентабельность, а значит, и успешность проекта сложно оценить, не зная понесенных расходов, а главное — цены поставок. (По слухам, Китай будет платить за российский газ примерно столько же, сколько платит Европа, и это в данном случае до обидного мало.) Однако оба чиновника постарались проникнуть в резиденцию главы государства незамеченными и точно так же ее покинули, очевидно, решив, что комментариев двух лидеров для СМИ будет вполне достаточно.

Владимир Путин и Си Цзиньпин про деньги ничего говорить, естественно, не стали, сосредоточившись на экономическом и политическом значении проекта. ВВП подчеркнул, что запуск «Силы Сибири» — это историческое событие. А председатель КНР анонсировал новый этап в отношениях двух стран.

После этого слово предоставили Алексею Миллеру, который находился рядом с символическим вентилем — в диспетчерской, расположенной на российско-китайской границе. Глава «Газпрома» доложил, что прокладкой газопровода по территории РФ занимались 10 тыс. человек, в общей сложности они уложили 130 тыс. труб различного диаметра. «Под твердым руководством Коммунистической партии Китая, проявив волю, упорство и командный дух, мы вовремя завершили строительство», — в свою очередь отрапортовали лидерам китайские строители. На первом этапе российский газ будут получать только северные провинции Китая. Но в перспективе он должен дойти до центра страны — вплоть до Пекина и Шанхая.

По прогнозам экспертов, повсеместный отказ от использования угля увеличит потребность КНР в экологически чистом топливе вдвое — до 610 млрд куб.м к 2035 году. При этом собственная добыча составит только половину этого объема, а остальное придется покупать за границей. «Газпром» уже заявил о готовности нарастить поставки.

Даже при выходе на полную мощность «Сила Сибири» будет проигрывать среднеазиатскому газопроводу, по которому Китай получает газ из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана (в общей сложности 50 млрд куб.м). В теории Россия готова закрывать до 20% потребности Поднебесной, но это ей вряд ли удастся: хитрые китайцы не складывают яйца в одну корзину и никому не позволяют занимать на своем рынке долю выше 12%, не важно, о каком товаре — сапогах или топливе — идет речь.

Источник: www.mk.ru