В Татарстане прекрасный климат для инвестиций?

0
56

Гордостью республики были автомобильный кластер, почти загнувшийся в других регионах страны, нефтехимия, туризм. «Иннополис» прославил инновационные возможности республики. И вдруг накануне кризиса оказалось, что инвестиционные проекты республики, в которые вложено огромное количество средств, в том числе и бюджетных, далеко не безупречны  и вполне могут  оставить после себя руины.

фото: Ольга Шуклина

«Очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД»

По итогам 2018 года Особая экономическая зона «Алабуга» была признана на 100% эффективной, отмечали в Казани, подчеркивая, что это является заслугой и Министерства экономики Республики Татарстан, как органа управления ОЭЗ. Ну а «Иннополис» так и вовсе дал старт федеральным карьерам иных республиканских чиновников.

Впрочем, в эффективность ОЭЗ в Кремле, похоже, перестали верить уже в 2016 году. «Очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД», – заявил тогда ТАСС пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. На создание особых зон с 2006 года потрачено 186 млрд рублей, а назад в виде налогов и сборов вернулось лишь 40 млрд, сообщал «Коммерсантъ». Путин поручил передать ОЭЗ регионам, приостановить создание новых ОЭЗ и работу десяти наименее эффективных. 

В Казани же тогда настаивали: «Значимость особой зоны «Алабуга» не ставится под сомнение». «Алабуга» признана безусловно эффективной», – говорила замминистра экономики Татарстана Наталья Таркаева. В проекте «Алабуги» 25,7 млрд рублей госинвестиций, а резиденты ОЭЗ заплатили налогов на 13,8 млрд рублей. Полностью окупить инвестиции ОЭЗ планирует к 2019 году, заявлял представитель ОЭЗ Михаил Миронов.

Примечательно и то, что деловая электронная газета «Бизнес Online» (на связи) в статье под заголовком «Богатые тоже плачут: топ-100 убыточных компаний Татарстана» на днях сообщала о том, что «подконтрольная правительству Республики Татарстан (РТ) ОЭЗ «Алабуга»… по традиции оказалась в солидном минусе: о расходах на благоустройство инфраструктуры для иностранных инвесторов и «кафтане на вырост» мы писали неоднократно.

Похожие симптомы наблюдаются и у другой особой экономической зоны – «Иннополиса» … Но если ранее в убытках участвовал федеральный центр (на две трети в «Алабуге» и на 98% в «Иннополисе»), то после передачи этих пакетов Татарстану в начале 2018-го все затраты легли на местный бюджет. До кучи в минус ушел и университет «Иннополиса» …на грани ликвидации находится бывший главный подрядчик особой экономической зоны – «КамГЭС», сообщает деловая электронная газета.

С 2016 года, когда обе зоны перешли под полный контроль Татарстана, – бюджет республики начал выделять по четверти миллиарда рублей на содержание «Алабуги» и «Иннополиса», где признавали, что резидентов здесь недостаточно, чтобы окупить вложения в инфраструктуру.  И за прошедшие с тех пор три с половиной года здесь, похоже, мало что изменилось.

Оптимизация автокомплекса

В не меньшем кризисе оказался автокомплекс Татарстана.

«В 22 раза (!) – до 1,4 млрд рублей выросли убытки ООО «ПХ «Автокомпоненты», специализирующегося на производстве запчастей. … В свою очередь «Автокомпоненты» управляли такими активами, как «Димитровградский завод светотехники» и «Новочеремшанское сборочное производство»…В июне прошлого года ПХ «Автокомпоненты» был объявлен банкротом, но тому предшествовала цепочка «смертей». В мае 2019-го было ликвидировано учрежденное холдингом «Новочеремшанское сборочное производство», ранее, в сентябре 2017-го, приказало долго жить дочернее ООО «Промышленные активы и оборудование», а в мае того же года была ликвидирована УК «Димитровградский индустриальный парк». А буквально на днях, 15 января, окончательно почили в бозе и ПХ «Автокомпоненты» – арбитраж признал его ликвидированным», — сообщает газета «Бизнес Online».

Но и на фоне этого краха республиканским лидером по многолетним убыткам остается «Форд-Соллерс Холдинг», который прошлым летом закрыл производство легковых автомобилей и двигателей в Татарстане. Проект десять лет воплощался в Татарстане при участии ВЭБа. И госбанк мог бы сильно пострадать от закрытия в республике американских «дочек». Но Ford все же рассчитался с российскими долгами.

При этом стоит отметить, что, по данным деловой электронной  газеты «Бизнес Online», «Ford-Sollers попал в топ-100 убыточных компаний РТ по итогам 2017-го. За следующий год на фоне роста выручки холдинга на 3,5%, до 69,4 млрд рублей, его убыток скакнул с 13,6 млрд до 23,8 млрд, всего же за пятилетку аккумулировано убытков на 80,5 млрд рублей».

В регионе по этому поводу ходят разные слухи, кто-то говорит, что вроде как республиканские чиновники обещали помочь американцам (например, в заключении госконтрактов на поставку школьных автобусов), но что-то пошло не так.

Теперь одни винят во всем руководство компании, которое неправильно выстроило политику концерна в России, другие кивают в сторону республиканских чиновников. Но кто бы ни допустил просчеты – инвестпроект не удался, вложенные средства не оправдали ожиданий, а современный завод так и не вышел на ожидаемую мощность.

«Аммоний» как конец терпению?

Но, пожалуй, что удивляет в республике больше всего, так это ситуация на предприятиях химического и нефтехимического комплекса. Еще недавно казалось, что принадлежность к нефтяному бизнесу автоматически обеспечивает успех. Но все меняется…

Так, по сообщению той же деловой электронной газеты «Бизнес Online», «Центр ДиС» – это известная в республике, существующая с 1991 года компания по строительному надзору, аудиту и метрологии, в прошлом один из крупных контрагентов «Транснефти», который входил в составленный … топ-50 строительных подрядчиков по итогам 2017 года. В 2016-м именно на заказах нефтепроводного монополиста «Центр ДиС» получил 1,22 млрд из 1,25 млрд рублей выполненных компанией заказов. А за 11 месяцев прошлого года «Транснефть» обеспечила весь 1,5-миллиардный портфель заказов метрологов. Впрочем, получив в 2018 году контракты с авансами на 211,4 млн рублей, «Центр ДиС» почему-то не отработал предоплату. В итоге договоры были расторгнуты, а авансы теперь возвращает поручившееся за фирму ООО «ТаграС-Нефтегазстрой».

«Задействованный в операции спасения «ТаграС-Нефтегазстрой»  в свою очередь отразил убыток на 1,3 млрд рублей»

В топ-50, опубликованный «БИЗНЕС Online», попал на треть подконтрольный «Татнефть» «Завод Эластик». Принадлежащий нефтяникам на все сто «Фин-инвест», занимающийся вложениями в ценные бумаги, потерял 205 млн против прежней прибыли 18 млн рублей.

Среди лидеров республики по убыткам электронная газета называет и другие региональные предприятия нефтехимии.

Но, пожалуй, самым крупным инвестпроектом Татарстана стала реконструкция АО «Аммоний» – завода по производству минеральных удобрений, драйвером которого называют правительство республики.

Проект начали реализовывать в 2011 году. Кредит в размере 1,4 млрд долларов предоставил ВЭБ. Власти Татарстана активно привлекали иностранных инвесторов. Президент республики лично летал решать вопросы проекта в Японию, переговоры велись с итальянскими инвесторами.

Сегодня считается, что проблемы компании могли быть связаны с тем, что из-за выросшего в 2015 году курса доллара «Аммоний» не смог расплатиться по валютным кредитам. Необходимость обслуживать долг привела к росту неплатежей  перед партнерами.

Впрочем, скептики задаются вопросом, а учитывались ли волатильность мировых цен на продукцию при составлении  бизнес-плана?  

«Так, при разработке бизнес-плана стоимость карбамида составляла $500 за тонну, в январе 2017 года — $224 за тонну, в январе 2018-го — $233. Практически ровно в два раза ниже»,  сообщает «БИЗНЕС Online».

Как бы то ни было, но ВЭБ решил выйти из проекта,  начал искать стратегического инвестора для «Аммония». Среди компаний, заинтересованных в покупке актива, СМИ называли «Лукойл», «Уралхим». Однако  выбор был сделан в пользу холдинга «СДС-Азот».

Осенью 2019 года было объявлено, что ВЭБ договорился о продаже прав требования по кредиту профильному инвестору – КАО «Азот» (входит в «СДС Азот» Романа Троценко) за $900 млн. Троценко объявлял о планах инвестировать в предприятие дополнительно 12 млрд рублей.

Здесь удивляет даже не то, что ВЭБ согласился переуступить права по долгам значительно дешевле, а то, что он не заключил сделку, например, с «Лукойлом», который готов был заплатить за «Аммоний» больше.

Пресс-служба Минпромторга Татарстана заявила, что введение начальной процедуры банкротства необходимо для восстановления платежеспособности «Аммония» и продолжения работы в период перехода под контроль нового инвестора.

Интересно, что когда в подобных мероприятиях участвуют власти, собственники и ключевой кредитор завода – это называется оптимизацией и оздоровлением. Случись что-то подобное с каким-нибудь конкурентом, вряд ли к ним были бы столь лояльны в определениях. Что в условиях нынешнего кризиса становится еще более вероятным.

Рецессия досрочно?

Удивительно, но кризис в Татарстане, по всей видимости, почему-то может начаться раньше общемирового, и коснутся в первую очередь отраслей, которые либо полностью контролируются бюджетом, либо зависят от бюджетных преференций.

Например, по сообщению «БИЗНЕС Online»: «По умолчанию убыточным считается «Метроэлектротранс» …. Не исключено, что потери бюджетных денег могли быть меньше, если бы, к примеру, перевозчик закупал трамваи напрямую с завода, а не через посредников».

«Хронически убыточен и Госжилфонд при президенте РТ … Отметим, что поток целевых взносов в копилку ГЖФ, формируемых в основном крупнейшими предприятиями республики, вырос с 8,4 млрд до 10,5 млрд рублей. Но тут же, прислушавшись к застройщикам, ГЖФ поднял на 21% цену квадратного метра в не самом удобном с точки зрения транспортной доступности микрорайоне «Салават Купере», продолжает деловая электронная газета.

Конечно, в Татарстане есть и успешные проекты, но в целом реальная картина инвестиционной удачливости региона выглядит ненамного лучше соседей.

При этом пример с Особыми экономическими зонами, с которого мы начали, показывает, что в какой-то момент доверие госинвесторов может заканчиваться. Если же в условиях нарастающего кризиса федеральный «золотой дождь» иссякнет, может пострадать прежде всего население Татарстана, на благополучии которого придется серьезно экономить.

Подготовлено по материалам сетевого издания «Век»

Источник: www.mk.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь