Выдвинуты новые доказательства гипотезы о происхождении магнитного поля Земли

Геофизики из Калифорнийского университета в Сан-Диего нашли подтверждение ранее высказанной теории о формировании магнитного поля Земли. Новые данные указывают на то, что большую роль в этом процессе играет мантия планеты, а не ядро, как считалось ранее. Статья исследователей опубликована в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Геофизики уже достаточно давно сошлись во мнении, что магнитное поле Земли генерирует внешнее ядро, которое выступает в роли динамо-машины. Такие магнитные поля формируются и на других планетах, которые имеют жидкие, металлические ядра, которые быстро вращаются и имеют хорошую конвекцию тепла.

В 2007 году французские ученые предложили радикально новую теорию. Согласно ей, в течение первой половины истории планеты нижняя треть земной мантии должна была представлять собой гораздо более пластичный «базальный магматический океан», благодаря которому и возникло магнитное ядро Земли.

Однако, у теории оставались проблемы. Главная состояла в том, что мантия нашей планеты состоит из силикатных пород, которые плохо проводят электрический ток. А это значит, что даже мощные движения жидкости в этой части земной толщи не производили бы токов, достаточных для возникновения магнитного поля. В своей новой работе исследователи применили квантово-механические расчеты и показали, что нижние слои мантии могли быть более проводящими — достаточно, чтобы стать причиной появления магнитного поля.

Расчеты свидетельствуют, что электропроводность вещества мантии была в несколько раз выше, чем считалось ранее. Если расчеты геофизиков верны, это означает, что мантия могла бы обеспечить первую магнитную защиту молодой планеты от космического излучения.

Видео дня. Елизавета II покинула Лондон из-за коронавируса