ИИ и инженерия: Союз, формирующий инженера будущего

0
127

Инженерия — это всегда была профессия о будущем. Строить, проектировать, моделировать, предсказывать. Но в XXI веке само понятие «будущего» стало слишком быстрым. Изменения происходят не каждые десять лет, а каждые десять месяцев. И здесь появляется новый соавтор инженерных решений — искусственный интеллект. Чтобы разобраться, как именно ИИ трансформирует инженерную профессию, мы побеседовали с Дaрией Уразалимовой — PhD, инженером и научным предпринимателем, основателем Engineering Edge Academy LLC, образовательной экосистемы нового поколения.

От чертежа до прогнозов с молекулярной точностью

По оценкам PwC, к 2030 году искусственный интеллект добавит $15,7 трлн к глобальному ВВП, из которых $6,6 трлн — за счёт повышения производительности, и $9,1 трлн — за счёт новых продуктов и потребительского спроса. Инженерные профессии — в центре этой трансформации.

«ИИ не просто ускоряет процессы. Он даёт нам совершенно новый инструмент мышления», — объясняет Дария. — «Мы можем тестировать сотни прототипов за минуты, моделировать поведение сложных систем с миллионами переменных, прогнозировать отказ оборудования до того, как он произойдёт».

В таких отраслях как энергетика, транспорт, строительство и здравоохранение нейросети уже используются для: генеративного дизайна конструкций; управления «умными» системами зданий и инфраструктур; анализа вибрационных сигналов в турбинах и компрессорах; оценки углеродного следа продуктов и процессов.

Эволюция в образовании

В своем проекте Дария делает ставку на искусственный интеллект не только в инженерных задачах, но и в обучении: «Будущий инженер не просто должен знать ИИ — он должен учиться с его помощью. Мы внедряем нейросети как адаптивного наставника, который отслеживает темп, сложности, стиль мышления и даёт персонализированные рекомендации».

Согласно исследованию McKinsey, до 40% работодателей считают, что сегодняшние выпускники не обладают нужными цифровыми и аналитическими навыками. Engineering Edge Academy нацелена на решение этой проблемы путём интеграции ИИ, AR/VR, цифровых симуляций и практикоориентированных заданий.

Цифровая грамотность 2.0 — уже не выбор, а требование

«Базовые цифровые навыки есть у многих студентов. Но они не умеют работать с моделированием, анализом данных, прототипированием. Это слепая зона инженерного образования», — говорит Дария.

По её словам, Engineering Edge Academy LLC как раз создаёт специализированные модули цифровой подготовки: от работы с AR/VR-инструментами до анализа массивов данных и использования инженерного ПО (например, SolidWorks, MATLAB, Simulink, Ansys). Это создаёт прочную основу для углубленного обучения и будущей интеграции с ИИ-решениями.

Экология и инженерия

Искусственный интеллект также усиливает «зелёное» мышление. И это, по словам нашего эксперта — ещё один фокус Engineering Edge Academy. Дария отмечает: «Инженеры влияют на всё: от расхода энергии до водопользования. ИИ позволяет оценивать и минимизировать эти воздействия в реальном времени. Мы учим студентов интегрировать экологический анализ в каждый этап проектирования».

По данным IEA, здания и инфраструктура отвечают за 39% глобальных выбросов углекислого газа. Использование ИИ в проектировании позволяет снизить эти показатели на 10–25% за счёт оптимизации конструкций и процессов.

Образование как глобальная платформа: мультикультура и синергия

Международное сотрудничество — ещё одна опора проекта. «Мы не можем готовить инженеров изолированно. Инженерные проекты сегодня — это всегда глобальные команды. В нашей академии мы формируем мультикультурную среду, где студенты из разных стран учатся работать вместе».

По словам Дарии, это не только расширяет кругозор студентов, но и делает их более устойчивыми и адаптивными на рынке труда. К тому же, такие команды становятся лабораторией реального мира, в которой рождаются нестандартные и жизнеспособные решения.

Инженер будущего: этика как часть алгоритма

С развитием нейросетей в инженерии возникает всё больше этических вопросов. Какую ответственность несёт инженер, использующий ИИ в проектировании? Кто отвечает за сбои, если решение принято алгоритмом? Как учитывать непредсказуемые последствия?

«Мы живём в мире, где искусственный интеллект всё чаще участвует в принятии решений, влияющих на безопасность людей и окружающую среду. И инженер обязан понимать не только техническую логику, но и моральные последствия своей работы», — подчёркивает Дария.

По ее словам, в Engineering Edge Academy планируется включение этических кейсов, где студенты будут анализировать спорные ситуации — от принятия решений ИИ в автономных системах до компромиссов между эффективностью и устойчивостью.

Глобальное мышление и мультикультурность как стандарт

Инженер XXI века — это не просто специалист, но и участник глобальных процессов. «Международное сотрудничество и мультикультурные команды дают огромный прирост качества решений. Разные точки зрения, образовательные фоны, стили мышления — это ресурс, а не препятствие», — говорит Дария.

Engineering Edge Academy делает ставку на проектную работу в международных командах. Это помогает студентам не только прокачать hard skills, но и приобрести устойчивость, креативность и способность работать в разных культурных контекстах — компетенции, особенно ценные в глобальных компаниях.

ИИ не отнимает профессию. Он её переизобретает

«Мы часто боимся, что искусственный интеллект “заберёт” инженерные профессии. Но на самом деле он их дополняет. Убирает рутину. Даёт пространство для творчества и стратегии», — уверена Дария.

По её словам, инженер будущего — это не только специалист с дипломом. Это — гибрид исследователя, аналитика, коммуникатора и этика. Такой человек умеет работать с ИИ не как с магией, а как с инструментом. А для этого нужно обучать не только технологии, но и мышлению — критическому, системному и стратегическому.

Инженеры + ИИ = основа устойчивого мира

ИИ — это не просто технологический тренд, а новая инженерная логика. Логика гибкости, скорости, адаптивности и системности. И именно таких специалистов — инженеров с интеллектом и этикой, данными и креативом, локальностью и глобальностью планирует готовить Дария Уразалимова.

«Наша задача не просто научить пользоваться технологиями. Мы хотим, чтобы инженер XXI века умел задавать правильные вопросы, видеть связи и создавать решения, которые работают не только в теории, но и в реальной жизни», — говорит она.

Engineering Edge Academy готовит инженеров завтрашнего дня. Она готовит новое поколение специалистов — тех, кто не просто готов к будущему, а формирует его своими решениями.

Автор: Айдос Султанов